Что же это за функция такая? Ведь она – самая важная! Какие вообще у учредителя могут быть функции?

Учредитель – это корень, из которого растет бизнес. Из бизнеса, как из организма, можно удалить любой орган, и он выживет. Иногда бизнес переживает болезни крайней степени и в конце концов умирает. Но единственная, по-настоящему смертельная болезнь для бизнеса – отсутствие учредителя.

Уберите из предприятия директора, и если там есть учредитель, вскоре появится другой директор. Уберите бухгалтерию или отдел продаж, – это не убьет организацию. Она проживет достаточно долго, чтобы успешно восстановить утраченную часть. Но только при условии, что там есть настоящий учредитель. Мы можем сказать, что бизнес держится на учредителе.

Бывает такое, что в бизнесе меняется учредитель, но это не означает, что он там отсутствует. Учредитель обязан там быть. И зачастую, если меняется учредитель, через некоторое время изменяется суть всей организации. Другими словами, может поменяться вся ее политика, устои, имидж и даже производственные линии. Соответственно учредитель влияет на все, что связано с его организацией. Можно было бы сказать, что он там царь и бог. Только вот трудно быть богом, если не совсем понимаешь, как нужно создавать вселенную, которая от тебя зависит.

Я не буду подробно вдаваться во все функции учредителя. Чтобы раскрыть их, нужно написать много учебников. Я также не буду доказывать, почему функция, которую я сейчас назову, – самая важная. Когда вы дочитаете книгу до конца, вы и сами это поймете. Поэтому просто продолжим нашу тему.

Итак, самая важная функция учредителя – это ставить для своей организации цели. Для того чтобы правильно ставить цели, нужно уметь правильно мечтать.

Что значит правильно? Так, чтобы это давало результаты. Так, чтобы это было действительно эффективно.

Да, господа. Учредитель должен быть мечтателем, и, если хотите, он должен быть профессиональным мечтателем. Он должен уметь это делать так же хорошо, как профессиональный боксер должен уметь вести бой на ринге. То есть у него должны быть приносящие результат техники мечтаний, и он должен владеть ими в совершенстве. Вероятно, это покажется новой идеей, но мечтать не так просто, как это выглядит на первый взгляд. Это целое искусство.

Первое, что нужно знать про мечту: она ни в коем случае не должна быть привязана к реальным ситуациям. Если вы будете мечтать, принимая во внимание свои существующие возможности или потенциальные преграды, это может разрушить ваше будущее. То есть, для того чтобы действительно мечтать и делать это правильно, не нужно ограничивать себя никакими рамками, которые могут относиться к реальной жизни. Вы должны полностью убрать все барьеры внутри себя, особенно те, которые похожи на преграды из существующей жизни и тогда у вас получится полноценная мечта.

Давайте посмотрим, действительно ли так важно уметь мечтать. Давайте выдвинем и докажем такую теорию: если вы не создадите желаемую вещь в мечте, вы ее не получите. Если вы не назовете что-то в точности, вы этого не получите.

Вот пример:
Вы спрашиваете человека: «Какая у тебя цель?» Он отвечает: «Не знаю». Тогда вы можете выяснить, о чем он мечтает. Пусть это будет дом. Он говорит: «Я мечтаю о собственном доме». Что ж, если он действительно этого хочет, мы можем принять это как личную цель. Если попросить его сформулировать свою цель, это будет звучать примерно так: Построить собственный дом, который будет удовлетворять потребностям всей семьи не одно поколение.

С этой целью можно работать. Можно озвучить ее всей семье, – так что и другие захотят реализовать такую цель. Вокруг подобной цели объединится небольшая группа. Человек, который поставил задачу, будет называться постановщиком целей. Он будет направлять группу в сторону этой цели, делать так, чтобы цель оставалась в умах других людей.

Давайте рассмотрим такой вариант: этот постановщик целей не совсем знает, как нужно работать с целями, но цель все-таки есть. Он передал свою мечту – построить
дом другим, и теперь каждый идет к этой мечте. Но давайте посмотрим: действительно ли эта мечта будет общей?

Пусть постановщиком этой цели в семье был муж. Возьмем его, потому что он глава семьи. Как он представлял будущий дом? Допустим, в его понимании это двухэтажный особняк с гаражом. Окна в нем должны быть небольшими, чтобы зимой из дома не уходило тепло. На чердаке он представил себе мастерскую… ну, вот, в общем-то, и все. Больше он себе ничего не представил. Дом и дом. Он захотел дом, – и все тут!

Теперь давайте посмотрим, что случится, если он расскажет об этом в семье. Он придет и скажет: «Жена, дочь, сын, – все сюда! Я решил, что мы построим собственный дом! Как вам такая идея?» Представим, что в нашем случае это будет популярная идея. Все скажут: «Ты молодец, – это смелое решение! Мы тебя полностью поддерживаем».

Однако если мы подробно расспросим каждого члена семьи, как он представил этот дом, то обнаружим, что у каждого из них своя мечта о доме. Жена представила красивый особняк с большими окнами, пусть непрактичный, но зато симпатичный! Сын представил дом как в кино, где можно проводить тусовки и отрываться с ребятами. Разумеется, когда там нет родителей. Дочь представила себе сказочный замок, к которому когда-нибудь прискачет принц на коне. Ну, или не прискачет, а прикатит на белом «Лексусе».

И закипела работа! Папа взял в банке кредит, так что теперь ему нужно много работать. Все дела по возведению дома взяла на себя жена. Наняли строительную компанию, объяснили что нужно, и – вперед.

Муж уехал в командировку, поэтому задание на инженерный проект жена составляла без него. То, что он хотел, она так до конца и не поняла. К тому же в душе она была не согласна с тем, каким он представлял дом: у женщин свое видение. Архитектор, который должен был сделать проект, увидел, что дама ничего не понимает в строительстве, и ее задание воспринял лишь условно. Конечно, слово клиента – закон, но есть ведь еще профессиональный и другие определенные аспекты, и их нужно учитывать. Поэтому архитектор внес изменения в проект без ведома заказчиков.

А у строителей были свои идеи о постройке дома. Дизайнер интерьеров убедила хозяев, что интерьер нужно делать «модный». Практичность дома ушла на второй план.
Не думаю, что дальше нужно расписывать подробно: в результате получился хороший дом, но не тот, о котором мечтали муж, жена, сын и дочь!

Теперь давайте посмотрим с этой же точки зрения на бизнес. Вот учредитель: одним прекрасным утром он просыпается и понимает что хочет, чтобы у него было свое производство колбасы. Таково его желание или мечта. Он решает, что даст жизнь этой мечте, и она становится целью.

Ему очень нравится своя идея – быть владельцем мясокомбината, и он вынашивает ее в собственной голове до подробностей. Он представляет, какие у него будут цеха, какое понадобится оборудование. У него появляются мысли об ассортименте продукта и его качестве. Идея о собственном предприятии буквально захватывает все его мысли. Вероятно, у него уже был опыт работы на таком предприятии, поэтому он понимает, о чем идет речь.

Но он представляет себе свое предприятие, то, как сделал бы его он. Это было бы совершенно другой завод! Другого формата, другого качества… Аналогов которому нет во всем мире, – потому что он вдруг увидел, как можно все улучшить и оптимизировать. Другими словами, он изобретатель в полном смысле слова.

Он решает, что ему надо немедленно заняться созданием мясокомбината. Нанимает сотрудников, которые должны заниматься его развитием, ищет помещение и оборудование. В конце концов создает предприятие. Однако это совершенно не то предприятие, о котором он мечтал! Почему?

Потому что он не потрудился донести видение своей мечты до руководителей, которых он нанял. Как это часто происходит, он просто давал им задания, что нужно сделать. Однако никто из его руководителей не видел картину в целом. Каждый их них видел какую-то свою картину.

Результат получился таким, каким его видели разные люди, – с разными вариантами восприятия, но не таким, каким он был в мечте учредителя. Это произошло потому, что учредитель не развернул свою цель, а ограничился короткой формулировкой.

Антон Шаповал
Отрывок из книги “Цели”

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *